Главная / Ответы / Государственное регулирование олигополии
Олигополия

Государственное регулирование олигополии

Олигополия

Олигополия и монополистическая конкуренция очень широко распространены в экономике.

Государственное регулирование не стремится к тому, чтобы сделать все рынки совершенно конкурентными, — это было бы невозможной задачей. Лучшее, что может сделать правительство в качестве практической меры, — это попытаться устранить серьезнейшие недостатки рынка. И это не настолько плохо, как может показаться. Пока немногие рынки функционируют именно так, как если бы они были совершенно конкурентными, многие приближаются к этому.

Олигополия — это разновидность рынка, где несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары. Это рынок, где до­минирующее положение занимают несколько фирмы; форма несовершенной конкуренции, промежуточная между монополией и моделью совершенно конкурентного рынка.

На современном этапе такая модель рынка как конкурентная олигополия заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой общественности. Анализ новейших тенденций приводит к выводу, что конкурентная олигополия постепенно образует ядро современной структуры рынков (в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших), имеющее перспективы к дальнейшему укреплению.

Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.

Цель олигополии

В результате анализа проблемы необходимо сделать вывод о необходимости государственного регулирования олигополий, о степени эффективности российского антимонопольного законодательства по сравнению с зарубежным опытом (на примере США) и о возможных направлениях развития данного законодательства.

Практическая значимость

Результаты данного исследования могут быть использованы для улучшения российского антимонопольного законодательства, что привело бы к устранению недостатков функционирования рынка и развитию экономики страны.

Результаты исследования могут быть использованы в специализированных периодических изданиях для формирования понятия о современном российском антимонопольном законодательстве и перспективах его развития.

В чём различие и сходство рынков монополии и олигополии?

Абсолютная или чистая монополия возникает в ситуации, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого отсут­ствуют близкие заменители. Отсутствие близких заменителей означает, что потребители вынуждены покупать данный товар у монополии, либо обхо­диться без него. Последнее не всегда возможно, поскольку потребление ряда товаров не поддается заметному сокращению.

Характерная черта монополии — возможность диктовать цену, по кото­рой потребители будут покупать ее продукцию. На рынке совершенной кон­куренции отдельно взятая фирма принимает сложившуюся рыночную цену; она не может ее изменить. Это означает абсолютную ценовую эластичность спроса на продукцию любой фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции. В отличие от такой фирмы, монополист, контролирующий весь отраслевой объем производства, способен навязывать рынку свою цену; он может наиболее выгодным для себя образом установить объем выпуска про­дукции, что определит ее цену в соответствии с имеющимся спросом.

Модель чистой монополии предполагает полное отсутствие конкурен­тов у монополиста. Кроме того, фирма-монополист не опасается появления конкурентов в будущем, а значит — она действует без учета возможных по­следствий, связанные с появлением конкурентов и возможности вытеснения ее с рынка.

Для олигополии характерны некоторые отличительные признаки

Ос­новной признак — малочисленность фирм, работающих на рынке. Таким об­разом, крупные немногочисленные фирмы, контролирующие рынок, могут оказывать влияние на цену продукции. Каждая фирма исходит из того, что изменение ее объема выпуска или цены приводит к изменениям на рынке в целом, что предполагает определенную реакцию на эти действия со стороны прочих фирм.

Характерные черты олигополистического рынка:

  1. Небольшое количество фирм в отрасли. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь, сталь), так и дифференцированные (самолеты, автомобили, стиральные порошки, электробытовые приборы, компьютеры, телефонные аппараты и др.).
    Высокие барьеры для вступления в отрасль. Высокие барьеры связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба) — важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.
  2. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией (в наукоемких отраслях), монополией контроля над редкими источниками сырья (нефтяной картель ОПЕК), запредельно высокими расходами на рекламу.
  3. Взаимозависимость всех фирм на рынке при установлении цен. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Это проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.
  4. Цены на олигопольном рынке в течение определенного промежутка времени нечувствительны к изменениям рыночной конъюнктуры. Фирмы стараются удержать цену в «жестких» рамках, предпочитая манипулировать объемами производства.
Поделись и сохрани информацию!

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*